Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №118

г. Мурманск, ул. Генерала Щербакова, д.24

 

Приятно
познакомиться!
Интересно
мы живём!
Заботливым
родителям
Творческим
сотрудникам
Будь здоров! Детская
страничка

Педагогам и родителям: «Семь шагов за горизонт»

Предлагаю вашему вниманию  секретные игры и упражнения для развития  способностей наших детей

Что нужно делать, чтобы сформировать у ребенка навыки:

  • легко запоминать любую информацию;
  • нестандартно креативно мыслить;
  • пользоваться шестым чувством для принятия решений?

Представляю для практического использования  секретный материал , позволяющий развить правое полушарие ребенка. Секретный он потому, что благодаря удивительной методике М.Шичиды, раскрываются тайные возможности традиционных игр и упражнений, и они предстают перед нами в своем наобычном нетрадиционном свете.  

Но с начала несколько слов о флэш-карточках - универсальном материале, рекомендованном Макото Шичида.

Флеш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со ста штук. Каждую карточку показываем не больше одной секунды. Оптимальный вариант – полсекунды, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для подключения и левого полушария: так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью применения флеш-карточек не является получение энциклопедических знаний. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флеш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.

Здесь можно найти презентации по различным темам. 

И, конечно флэш - карточки прекрасно подойдут для различных игр на развитие правого полушария.

1 шаг: Упражнения на визуализацию

«Такое разное имя»

Закрой глаза и представь белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя ( если ребенок не читает, написать большими буквами его имя и показать в начале игры).

Представь, что буквы стали синими… А теперь – красными, а теперь – зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь – желтым.

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь открой глаза. Но игра еще не окончена. Расскажи о своем имени, что ты видел, слышал, чувствовал. (Немного помогите ребенку, напомните задание и обязательно поощряйте: «Как интересно!», «Ну надо же!», «Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!») Рассказ окончен.

Предложите ребенку карандаши и попросите нарисовать имя. Малыш может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать – помогите: «Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?» Игра окончена, можно отдохнуть.

Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь.

«Муха»

Положите муху в центральную клетку. Объясните малышу, что перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет.

По одной из четырех возможных команд ("Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!") муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Когда ребенок понял, как передвигается муха в соответствии с командами, не путает «лево-право», «верх-низ», игра переходит на новый уровень, где начинает тренироваться воображение и визуализация.

Вы убираете муху (она стала невидимой), игровое поле при этом перед глазами ребенка. Вы даете команды, но ребенок уже передвигает не настоящую, а воображаемую муху по полю.

Проверяйте после 2-3 команд, где находиться воображаемая муха ребенка: «Где Муха?» И он должен показать клеточку, где наша героиня сейчас находится. Если он справляется – увеличивайте количество команд.

На следующем этапе убирается и игровое поле, теперь ребенок должен и поле, и муху представлять в своей голове. В последствии можно увеличивать количество клеток игрового поля, тогда команды по перемещению мухи могут выглядеть следующим образом: 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2

2 шаг: Игры на развитие памяти

«Цепочка памяти»

Для первых занятий достаточно 3 — 6 карточек. Возьмите карточки по одной теме, например, фрукты или насекомые, выложите цепочку картинок из нескольких карточек, затем пусть ребенок отвернется, а вы замените одну карточку новой, а затем предложите малышу посмотреть на карточки и найти что изменилось. Или перемешайте карточки и предложите разложить так, как было раньше.
 

          

«Разложи угощение»

Раскладываете угощения перед игрушками. Желательно, чтобы угощения были разными.  «Наши игрушки очень проголодались, давай угостим их. Разложи перед каждой игрушкой угощение и запомни, кого чем ты угостил». Ребёнок запоминает в течение 5-10 сек., угощения убираются.  Предлагаете разложить угощения так же, как и в первый раз. количество игрушек варьируется в зависимости от необходимого уровня сложности.

 «Карточки памяти»

Возьмите 2 похожие карточки. Одну покажите на несколько секунд  ребенку и уберите. Затем достаньте 2 карточки и пусть малыш выберет, какую карточку он только что видел (карточки идентичны, но отличаются одним или несколькими нюансами).

        

3 шаг: Упражнения на развитие обоих полушарий мозга

«Дорожки для обеих рук»

Попросите малыша провести по дорожкам одновременно пальчиками обеих рук

   

4 шаг: ESP — экстрасенсорные игры  

Интуиция. Развивать интуицию можно  с использованием всего того, что есть под рукой. Начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым из листочков спрятался жучок? Прячем в одинаковые стаканчики (ведрышки, блоки Lego, под платочек, под подушку, в кулачки итп.)  предметы и просим угадать, где спряталась игрушка.

Телепатия. Нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее  ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?» Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.

 

5 шаг: Игры на развитие фотографической памяти

«Мандалы»

1 вариант. Дайте ребенку набор цветных карандашей и черно-белый вариант мандалы. На расстоянии вытянутой руки покажите цветной вариант мандалы в течение примерно 10 секунд,  затем уберите его.

После просмотра можно попросить ребенка закрыть глаза примерно на 2 секунды и представить изображение мандалы (можно этого и не делать, если ребенок не хочет).

Затем предложите отметить цветными карандашами, фломастерами цвета каждого элемента мандалы (ребенку достаточно просто «черкнуть» необходимым цветом).

Если ребенок хочет, он может полностью раскрасить мандалу.  Затем вместе  достаньте цветной вариант и проверьте правильность отмеченных/закрашенных цветов.

2 вариант.  Еще один вариант игр на запоминание образов с мандалами предполагает 2 похожие мандалы. Малышу необходимо показать одну мандлу на несколько секунд и убрать. Затем  показать обе похожие (но немного отличающиеся) мандалы и предложить указать на изображение, которое он видел.

3 вариант. Подходит для детей старшего возраста (в основном это 7 лет и старше). Дайте вашему ребенку чистый лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Покажите мандалу три раза по 10 секунд каждый раз, а затем уберите ее. Попросите ребенка нарисовать шаблон мандалы и отметить на нем цвета. Затем сравните рисунок с оригинальным.

«Сочинялка» или «Абсурдные истории»

Кладем перед ребенком изображение мордашки гусенички, а затем достаем из коробочки любые карточки в произвольном порядке и выкладываем их одну за другой, сочиняя при этом веселую историю. Чем смешнее, и неправдоподобней она будет тем лучше.

Например: девочка Маша встретила лисичку и угостила ее яблоком. Вдруг яблоко превратилось в арбуз, который быстро, быстро покатился по дорожке. Мальчик Миша пытался его поймать, но его опередила шустрая белочка. После рассказа перевернуть картинки рубашками вверх и попросить ребенка воспроизвести их последовательность, опираясь на придуманный рассказ.

«Найди отличия»

Классическая известная игра. Но возможно ее усложнение. Предложить ребенку несколько секунд рассмотреть одну из картинок, перевернуть ее вверх рубашкой. Внимательно рассматривая вторую,  назвать отличия, которые заметил. Затем сравнить обе.

 

«Найди новую картинку»

Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех штук, постепенно увеличивая количество и сложность изображений). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

 

6 шаг: Игры на развитие воображения

 «На что это похоже?»

Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на облака, на лужицы, на камешки, листочки, так как все эти предметы часто бывают на что-то похожи. Они могут быть похожи как на разные фигурки, так и животных, предметы домашнего обихода, игрушки и т.д.

Но прежде, чем рассказать ребенку свое видение предмета, послушайте, а что ваш малыш видит в нем, а потом уже озвуивайте свою версию. Аналогично можно поступать с нарисованными кляксами, отпечатками рук и т.п.

«Придумки»

Гуляя по улице, говорите с ним обо всем, что видите и придумывайте вместе с ним рассказы об этом. Например, увидели бегущую кошечку, спросите малыша, куда она может бежать, как ее звать, откуда бежит. По ответам ребенка помогите составить полноценный рассказик об этой кошечке. Также можно поговорить о чирикающих воробьях. О чем они «разговаривают»? Что говорит один воробей, что отвечает ему другой.

Например, они могут разговаривать о зернышках, о том, как один воробей увидел зернышко на земле и рассказывает о своей находке другому – его другу. Оба смотрят, какое прекрасное зернышко, но бояться спуститься, так как на земле много людей. Воробьи могут знакомиться, могут рассказывать о своих семьях и т.п. Каждый раз сочиняйте разные истории.  Играя в эту замечательную игру, у малыша разовьется не только воображение, но и наблюдательность.

«Придумывание сказок»

Можно переделывать знакомые сказки на новый лад. Можно со знакомыми героями из разных сказок сочинить собственную. Можно вообще выдумать неизвестного героя и придумать с ним различные истории. Это очень эффективный тренажер воображения, но подходит он деткам старше трех лет.

«Фантазируем с наклейками»

Сейчас очень много в продаже альбомов с наклейками. Иногда присутствуют в альбомах готовые фоны для наклеивания, но чаще - для них нет единого образца наклеивания. И это очень хорошо для воображения, так как, если пофантазировать, можно самим создать очень много фонов, и наклейки, тем самым, начинают «оживать».

Например, у Вас есть альбом с наклейками героев из мультфильмов. Можно нарисовать стол, около него стульчики или табуретки, ребенок может «рассадить» героев. На заднем фоне, на стене «развесить» картины (похожие на картины наклейки). Если есть в наклейках животные – можно их «поселить» на коврик около стола. Если есть наклейки с фруктами, овощами или другими продуктами, можно их на стол «разложить» и «покормить» наших героев.

Герои могут «погулять» в парке, на детском городке, в лесу и т.д. Тут уже как вас поведет воображение. При этом развивается у детишек не только воображение, но и мелкая моторика и речь. А как только малыш начнет овладевать сам приемами рисования, тогда уж его воображение в подобных играх не будет знать границ. 

7 шаг: Игры на развитие логического мышления

«Судоку для детей»

1 вариант. Используя первоначальные картинки – подсказки на поле, необходимо заполнить оставшиеся свободные клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая картинка встречалась только один раз. Для начала нужно рассмотреть карточку с заданием, затем найти ряды, в которых уже по условию известны фигуры. Найти необходимые карточки и положить на пустую клетку игрового поля. Проверить и потом двигаться дальше. И так до тех пор, пока не заполнятся все пустые клетки на карточке.

2 вариант. У детей только пустое игровое поле. Нужно разложить квадратики по своим местам, опираясь на ранее полученные знания.

3 вариант. Игра-соревнование между детьми.

 

«О головоломке Танграм»

Для развития логического мышления на занятиях по методике Шичиды используется танграм. Это всемирно известная головоломка, состоящая из 7 фигур (танов), из которых необходимо собрать какой-либо объект, животное или человека.

Это квадрат, разрезанный по определенных правилам на 7 фигур. Танграм – это не только головоломка, это своего рода конструктор. Когда ребенок собирает что-то из фигур танграма, у него задействованы оба полушария мозга.

1 вариант. Для того, чтобы что-то собрать необходимо сначала представить, вообразить себе этот объект, а затем уже, используя логическое мышление, нужно разложить имеющиеся фигуры в соответствии со своей задумкой.

2 вариант. Ребенок собирает объект из танграма, а затем уже думает, на что он похож, т.е задействует воображение. А как мы знаем, воображение – это функция правого полушария мозга, тогда как логическое мышление – функция левого. 

3 вариант. И, конечно, самый расспространенный вариант  «Сложи по образцу».

 

 

 

Наверх